Продолжая использовать наш сайт, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie, которые включают в себя: сведения о местоположении; тип, язык и версию операционной системы и браузера; сведения об используемом устройстве. Данные обрабатываются в том числе и трансгранично, а собираются для предоставления наших услуг и улучшения качества работы нашего веб-сайта.
OK
Мария Монтессори
Почему Монтессори?
Основные принципы
Монтессори-педагог
Мифы
Книги
Десять заповедей
Думаем, вам будет интересно узнать о великой женщине, стоящей за методом Монтессори — докторе Марии Монтессори.
Врач
Будучи рожденной в 1870 году, Мария Монтессори была талантливой ученицей и стала первой женщиной в Италии, получившей степень доктора медицины. Своей специальностью Мария выбрала психиатрию и семейное здоровье. Но ее настоящей страстью было здоровье женщин и детей. Она стала широко известным в Европе борцом против бедности и связанных с ней социальных бед и плохого здоровья, которые в первую очередь негативно влияли на развитие детей
Развитие образовательной методики
Монтессори задалась вопросом — а не подойдут ли ее методики преподавания «нормальным» детям. В тоже самое время Мария Монтессори была назначена профессором педагогики и антропологии в университете Рима. В 1906 году ее попросили создать школу для детей одного из беднейших районов Рима. Она назвала свою школу Дом Детей (Casa dei Bambini) и вновь применила и доработала в ней свою методику. И снова результаты ее работы оказались чудесными. Вчерашние дикари быстро превратились в сообщество искателей и добывателей знаний. Эта первая школа Марии Монтессори оказала огромное влияние на педагогов мира того времени. Монтессори чествовали во многих странах и одно время даже казалось,
что ее методика станет главным общеобразовательным стандартом.
В 1930 году д-р Монтессори озадачилась вопросом мира в мире. Ее заинтересованность в этой проблеме была вызвана не столько политическими проблемами, сколько проблемами человечности. Так она начала шествие по миру во имя образования. Она объехала пол мира с выступлениями, и везде ее поддерживали лидеры стран и политики. Монтессори принадлежат слова: «Предотвращение конфликтов — дело политики, установление
же мира — дело образования». В 1949 и 1950 годах кандидатура Монтессори была выдвинута на Нобелевскую премию.
Вклад Марии Монтессори в образование и мир
Ранняя работа с детьми
В связи со своей работой с детьми доктор Монтессори стала директором учреждения для «дефектных» детей. Монтессори считала, что таким детям абсолютно можно помочь через высококачественную методику образования — мнение, которое шло вразрез с мнением общественности того времени. Она использовала свое образование ученого-наблюдателя в работе со своими подопечными детьми. На основании своих наблюдений она разработала техники и методику, которые, казалось, имели чудодейственный эффект. Вскоре после начала обучения по системе Монтессори, большинство детей превзошли себя и сверстников на общих государственных экзаменах.
К несчастью, работа Марии Монтессори была дважды прервана двумя мировыми войнами. Но несмотря на невзгоды, стоявшие на ее пути, Монтессори сумела составить глубокое разнообразие уроков и упражнений основанных на ее специализированных сенсорных материалах, которые по сей день отличают классы Монтессори. Эти уроки и упражнения знакомят детей со всеми основными дисциплинами, включая язык и письмо, математику, естественные науки, историю, географию, музыку и искусство.
Школьная программа
О Монтессори
Вклад Марии Монтессори
в образование и мир
В 1930 году д-р Монтессори озадачилась вопросом мира в мире. Ее заинтересованность в этой проблеме была вызвана не столько политическими проблемами, сколько проблемами человечности. Так она начала шествие по миру во имя образования. Она объехала пол мира с выступлениями, и везде ее поддерживали лидеры стран и политики. Монтессори принадлежат слова: «Предотвращение конфликтов — дело политики, установление
же мира — дело образования». В 1949 и 1950 годах кандидатура Монтессори была выдвинута на Нобелевскую премию.
Вклад Марии Монтессори в образование и мир
Ранняя работа с детьми
В связи со своей работой с детьми доктор Монтессори стала директором учреждения для «дефектных» детей. Монтессори считала, что таким детям абсолютно можно помочь через высококачественную методику образования — мнение, которое шло вразрез с мнением общественности того времени. Она использовала свое образование ученого-наблюдателя в работе со своими подопечными детьми. На основании своих наблюдений она разработала техники и методику, которые, казалось, имели чудодейственный эффект. Вскоре после начала обучения по системе Монтессори, большинство детей превзошли себя и сверстников на общих государственных экзаменах.
Развитие образовательной методики
Монтессори задалась вопросом — а не подойдут ли ее методики преподавания «нормальным» детям. В тоже самое время Мария Монтессори была назначена профессором педагогики и антропологии в университете Рима. В 1906 году ее попросили создать школу для детей одного из беднейших районов Рима. Она назвала свою школу Дом Детей (Casa dei Bambini) и вновь применила и доработала в ней свою методику. И снова результаты ее работы оказались чудесными. Вчерашние дикари быстро превратились в сообщество искателей и добывателей знаний. Эта первая школа Марии Монтессори оказала огромное влияние на педагогов мира того времени. Монтессори чествовали во многих странах и одно время даже казалось,
что ее методика станет главным общеобразовательным стандартом.
К несчастью, работа Марии Монтессори была дважды прервана двумя мировыми войнами. Но несмотря на невзгоды, стоявшие на ее пути, Монтессори сумела составить глубокое разнообразие уроков и упражнений основанных на ее специализированных сенсорных материалах, которые по сей день отличают классы Монтессори. Эти уроки и упражнения знакомят детей со всеми основными дисциплинами, включая язык и письмо, математику, естественные науки, историю, географию, музыку и искусство.
Школьная программа
Врач
Будучи рожденной в 1870 году, Мария Монтессори была талантливой ученицей и стала первой женщиной в Италии, получившей степень доктора медицины. Своей специальностью Мария выбрала психиатрию и семейное здоровье. Но ее настоящей страстью было здоровье женщин и детей.
Она стала широко известным в Европе борцом против бедности и связанных с ней социальных бед и плохого здоровья, которые в первую очередь негативно влияли на развитие детей
Думаем, вам будет интересно узнать о великой женщине, стоящей за методом Монтессори — докторе Марии Монтессори.
Потому что мы считаем, что Монтессори-образование способствует наиполнейшему раскрытию потенциала личности каждого ребенка, а следовательно счастливой и гармоничной жизни. Нейропсихологические исследования (Стив Хьюз, 2014, Сьюзен Лилард, 2006), подтверждают, что Монтессори-метод очень хорошо справляется с задачей развития части мозга (префронтальной коры), отвечающей за навыки само-лидерства («executive function»): умение делать выбор, принимать решения, планировать, само-организовываться, договариваться, быстро адаптироваться в незнакомой ситуации, взаимодействовать с другими из позиции сотрудничества.
А именно эти навыки понадобятся детям в жизни больше всего и будут служить основой успешной самореализации.
Монтессори-метод
развивает в ребенке:
Монтессори-метод развивает в ребенке:
Уважение: человек, выросший в уважении к себе уважает других людей.

Лидерские качества: умеет договариваться, терпим к другим людям, обладает организаторскими способностями.

Работоспособность: умеет выбрать работу, распланировать, выполнить до конца, включая уборку.

Любознательность: хочет учиться, сохраняет живой ум исследователя и изобретателя. Готов пройти через трудности (или монотонную работу) ради результата.

Доверие: Верит в себя и в собственные силы и не имеет страха сделать ошибку. Умеет находить и исправлять ошибки

Высокую степень адаптивности и коммуникабельности.

Умение принимать решения и делать выбор, ответственность.

Умение и желание учиться.

Креативность.

Сохранение на всю жизнь позитивного отношения к миру, полученное в детстве.
Наш образовательный центр, как и все Монтессори школы, следуют принципам образовательной модели, разработанной Марией Монтессори. Далее мы расскажем
об основополагающих принципах метода: ориентации на ребенка, подготовленной среде, стадиях развития и врожденном стремлении детей к независимости.

В центре — ребенок

Во главе метода и философии Монтессори — ребенок и его потребности. Д-р Монтессори видела детей как уникальных людей. По мере того, как Мария
Монтессори наблюдала за детьми из различных уголков мира в обычной жизни, а так
же в «подготовленной образовательной среде», эта точка зрения эволюционировала. Система образования Монтессори считается ориентированной на ребенка, где
педагог — фасилитатор и помощник, нежели учитель.
Стадия развития
В ходе своих наблюдений Мария Монтессори сделала вывод, что все дети проходят определенные стадии повышенного интереса к той или иной физической и социальной деятельности. Она назвала эти стадии «сензитивные периоды» и сформировала среду в каждом из своих классов в соответствии с этими периодами. В среде каждого класса есть материалы рассчитанные на удовлетворение интересов детей определенного
возраста и сравнительно легко выводят их на уровень академических знаний.
Врожденное стремление к независимости
Главное, к чему стремится методика Монтессори — это развитие в ребенке навыка независимой самостоятельной и групповой работы для максимально эффективного само-построения и развития индивидуального потенциала каждого ребенка. Метод создает максимальные
возможности для развития в ребятах уверенности в себе, независимости, самодисциплины, укрепления навыков концентрации, исследовательской деятельности и поэтапной работы. В методе Монтессори много внимания также уделяется развитию в детях личной и социальной ответственности. Среда Монтессори стремится взращивать в детях уважение к себе и к другому, помогая ребенку развиваться интеллектуально, эмоционально и духовно. В Монтессори-классах каждого ребенка уважают как личность, со своим собственным способом и темпом освоения окружающего мира.
Монтессори класс — это очень тщательно подготовленная и упорядоченная среда обучения, организованная с учетом нужд детей на различных стадиях развития. Материалы в классе всегда находятся в строгом порядке. Ребенок всегда знает, где найти тот или иной материал, который нужен ему в этот момент.
Тщательно подготовленная среда
Мария Монтессори
Педагог должен обладать точностью ученого и одухотворенностью святого.
Только когда педагог начинает находить радость в наблюдении за внутренним миром ребенка, он становится учителем.
Среди них
Международный Институт Монтессори Педагогики, г. Москва

Монтессори-школа «Вершина», г. Владивосток

Монтессори-центр «Алиса, г. Воронеж

Североамериканский Центр Монтессори Обучения (North American Center of Montessori Studies)
Роль педагога в большей степени — это подготовка среды и условий, в которых дети смогут развиваться.
Затем педагог просто становится посредником между ребенком и средой, поддерживая работу и занятия ребенка в этой среде.
Педагогов Монтессори специально обучают навыкам пристального и внимательного наблюдения для того, чтобы он(а) мог(ла) точно определять сильные стороны и нужды каждого ребенка в отдельности, а также группы в целом. Это позволяет педагогу показывать («делать презентацию») определенный материал строго в то время, когда ребенок к этому готов, а также знать когда стоит вмешаться, помочь или, наоборот, удалиться и не вмешиваться в работу ребенка.

Наши педагоги прошли обучение и стажировку, а так же ежегодно повышают свою квалиикацию в старейших Монтессори-школах и образовательных центрах страны и зарубежом.
В дошкольных Монтессори-учреждениях Италии воспитательницу (воспитателя) называют красивым словом «Direttoressa» (директриса), что в переводе означат «предводитель». В школе же уже используют слово «педагог». Педагог в Монтессори-классе — это больше наставник, фасилитатор и помощник, он(а) направляет природную энергию и любознательность ребенка, предлагает поддержку и помогает, когда это действительно необходимо.
Это дает возможность ребенку развивать навыки концентрации на собственной работе.

Роль педагога в большей степени — это подготовка среды и условий, в которых дети смогут развиваться.
Затем педагог просто становится посредником между ребенком и средой, поддерживая работу и занятия ребенка
в этой среде.
Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии. Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами.
Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы — очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? Поэтому она очень быстро создала школы для обычных детей, и эти школы распространились по всему миру. Сейчас уже трудно найти уголок на земле, где нет садов и школ, работающих по системе Монтессори.
Это иностранная методика, которая не может эффективно осуществляться в России.
Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы — очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? Поэтому она очень быстро создала школы для обычных детей, и эти школы распространились по всему миру. Сейчас уже трудно найти уголок на земле, где нет садов и школ, работающих по системе Монтессори.
Среда Монтессори-класса искусственная, не имеющая ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребенка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки.
Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. В Монтессори-школе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов. А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт — опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасет человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.
C одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, это похоже на специальное натаскивание. Но, с другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия.
Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так — «свобода-в-дисциплине». Можно все, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребенок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать. Этот философский принцип приводит к тому, что у детей достаточно рано формируется самодисциплина и самостоятельность, а также уважение к себе и окружающим его людям. Монтессорианский ребенок умеет принимать решения и обладает высокой степенью ответственности и познавательной активности.
После Монтессори-сада ребенку трудно адаптироваться в обычной школе с ее классно-урочной системой.
Монтессорианские дети легко адаптируются за счет того, что они самостоятельны и уверенны в себе, а переход в новое учебное заведение они воспринимают как смену правил, с ранних лет усвоив, что в каждом коллективе могут быть свои правила. В школе, например, надо поднимать руку, если хочешь ответить и т.п. Монтессорианские дети ориентированы на процесс, т.е. они занимаются тем, что им интересно, а не на результат, например, оценку. Поэтому их нелегко шантажировать такими словами «Не будешь слушаться, я тебе сейчас поставлю два!»
Заимствовано отсюда.
Родителям, интересующимся методом Монтессори, мы рекомендуем к прочтению следующие книги:
М. Монтессори «Дом ребенка»

М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому»

«Я люблю Монтессори» Пособие для родителей

Ю. Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. Как?»

А. Некрасов «Материнская любовь»
Десять заповедей доктора
Марии Монтессори
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратиться (в какой-либо форме)